Минтруд России подсчитал количество НКО-поставщиков социальных услуг

04.08.2015 г.

  Минтруд России провел анализ информации о реализации Федерального закона № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в субъектах РФ. Как показал мониторинг, работа по формированию реестра поставщиков социальных услуг завершена во всех субъектах РФ. В реестры 36 регионов уже включены некоммерческие организации.

   Основная цель создания реестра — формирование единого официального источника полной и достоверной информации о поставщиках социальных услуг, осуществляющих деятельность по оказанию социальных услуг в регионе. Реестр формируется в каждом субъекте Российской Федерации и содержит, в частности, сведения о наименовании поставщика социальных услуг; контакты, ФИО руководителя; перечень предоставляемых социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг; тарифы на предоставляемые социальные услуги; информацию об общем количестве мест, предназначенных для предоставления социальных услуг, о наличии свободных мест, в том числе по формам социального обслуживания.

   Организации социального обслуживания включаются в реестр поставщиков социальных услуг на добровольной основе. Организации имеют право получать бюджетное финансирование и оказывать услуги социального обслуживания и без включения в реестр. Однако некоторыми правами, льготами и возможностями для получения финансирования могут воспользоваться только организации из реестра. Например, без включения в реестр организация не сможет получать налоговые льготы, компенсации за социальные услуги, оказываемые гражданам в рамках индивидуальных программ.

   Как показал мониторинг, проведенный Минтрудом, в реестры 14 регионов включены более 100 поставщиков социальных услуг. Так, в Республике Башкортостан в реестр вошли 211 поставщиков, в Самарской области – 203, Московской – 182. В реестры поставщиков социальных услуг 67 регионов входит менее 100 поставщиков: в Республике Карелия — 42, Республике Коми — 60, Республике Адыгея — 17, Республике Дагестан – 94.

   В реестры 36 регионов включены некоммерческие организации. Всего их в реестре 313. Большинство регионов (29) имеют в реестре по 1-5 НКО. По одной некоммерческой организации – в реестрах Республики Карелия, Республики Дагестан, Республики Мордовия, Калужской, Костромской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Ростовской, Кировской, Ульяновской, Челябинской, Иркутской, Кемеровской, Амурской, Сахалинской областей. По две НКО – в реестрах Республики Татарстан, Владимирской, Тульской, Калининградской, Новгородской, Пензенской области. Тамбовская область, Волгоградская область, Оренбургская и Тюменская области имеют в реестре по три НКО. В реестр Пермского края, который считается лидером в социальной сфере, вошли 4 НКО, столько же — в Хабаровском крае. 5 НКО — в реестре Нижегородской области.

   Больше всего НКО в реестрах Республики Башкортостан (120), Удмуртской Республики (57), Республики Крым (47), Ленинградской области (20), Брянской области (8), Ханты-Мансийского автономного округа (6).

   Также в реестры некоторых субъектов включены индивидуальные предприниматели: по одному в Республике Адыгея, Республике Хакасия, Удмуртской Республике, Брянской, Смоленской, Вологодской, Ленинградской, Нижегородской, Мурманской областях, два – в Ханты-Мансийском автономном округе.

   Кроме того, в ряде субъектов поставщиками социальных услуг, включенных в реестр, являются коммерческие организации. Среди таких субъектов — Республика Карелия (1), Республика Дагестан (1), Алтайский край (1), Камчатский край (1), Москва (3), Калужская (2), Тамбовская (1) и Архангельская области. По информации из Московской области, в реестр поставщиков данного региона включены шесть негосударственных организаций.

   Директор Центра гражданского анализа и независимых исследований (Центр ГРАНИ) Светлана Маковецкая объясняет небольшое число НКО, включенных в реестр поставщиков социальных услуг Пермского края тем, что в регионе много коммерческих организаций среди негосударственных поставщиков услуг. Разгосударствление в Пермском крае началось более девяти лет назад.

   По информации Министерства социального развития Пермского края, результатом планомерного реформирования отрасли стало привлечение более 50 негосударственных организаций в сферу оказания социальных услуг, увеличение до 30% доли граждан, получающих социальные услуги в негосударственном секторе, в четыре раза сократилась сеть государственных учреждений социального обслуживания. Экономия бюджетных средств от привлечения негосударственного сектора в сферу социального обслуживания составила около 197 млн. рублей, в том числе 144 млн. руб. от передачи на рынок надомного обслуживания. Сформированная конкурентная среда, рынок услуг позволили обеспечить адресность предоставления социальных услуг, возможность выбора гражданином поставщика социальных услуг. В целом охват нуждающихся в социальном обслуживании увеличился на 75%.

Как отмечают эксперты, НКО заявляют о проблемах с вхождением в реестр.

   С момента включения поставщика социальных услуг в реестр на него возлагается ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в этом реестре.

    Поставщик социальных услуг может быть включен в перечень рекомендуемых для конкретного гражданина поставщиков, который является составной частью индивидуальной программы предоставления социальных услуг. Индивидуальная программа также включает указание на форму социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг. Для гражданина программа имеет рекомендательный характер, а для поставщика социальных услуг является обязательной.

    Для НКО нет гарантий, что она попадет в рекомендованные поставщики. Однако при этом некоммерческая организация, включенная в реестр, должна гарантировать готовность оказать социальные услуги.

   «Получается, что НКО, которые не очень представляют, как работать, опасаются. Очень многие пытаются посмотреть, как отработает закон в течение года. Есть еще одна проблема. Те услуги, которые оказывает НКО, могут быть очень близкими к тем, которые оказывают учреждения социального обслуживания, но не равны им. Их услуги не совпадают с рубрикацией на установленные бюджетные услуги. Организация не может понять, как ей перейти от той услуги, которую она оказывала к той, которая требуется. Вопрос в том, что люди не до конца понимают, какого рода обязательства они могут взять на себя и что им это будет стоить в течение года. Поэтому многие выжидают», — отмечает Маковецкая.

   Член Общественной палаты РФ, председатель Общественного совета при Минтруде России Елена Тополева считает, что эти данные – хороший повод, чтобы проанализировать ситуацию.

    «Даже та маленькая цифра, которая на сегодня есть, 2-3-5 некоммерческих организаций среди поставщиков социальных услуг в регионах, обнадеживает. НКО говорят о больших проблемах и барьерах на пути в реестр, но получается, что кто-то уже включен, делает работу, оказывает социальные услуги», — говорит Тополева. По ее словам, часть организаций по соглашению с органами соцзащиты из государственных, бюджетных, казенных учреждений перерегистрировались в НКО, чтобы иметь больше свободы действий. Возможно, с этим связано наличие большого числа НКО в реестре поставщиков социальных услуг в некоторых регионах.

    Интересен для экспертов также факт того, что количество некоммерческих организаций в реестре сильно превышает количество индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций.

    «Некоммерческие организации в сфере социального обслуживания по факту работают больше, чем бизнес. Сама сфера раньше не была рынком, не была очень привлекательной для коммерческих организаций. Как только стало появляться рыночное предложение, стали появляться поставщики услуг. Чем дальше, тем их будет больше. Их количество будет расти по сравнению с НКО. Как только индивидуальные предприниматели и бизнес поймут, что там в реальности есть бюджетные деньги, они туда придут очень быстро», — отмечает Светлана Маковецкая.

НКО: , ,