Проект "Здоровейка"

БУ «Урмарский комплексный центр социального обслуживания населения» Министерства труда и социального развития

                                          Чувашской Республики                        

 

 

 

 

 

 

Проект

по формированию здорового образа жизни

 «Здоровейка»

 

 

Автор проекта:

специалист по работе с семьей

Лукина  Валентина Васильевна

 

 

пос.Урмары

2022 г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
1. Тема: Формирование здорового образа жизни.
2. Проект реализован: специалистом по работе семьей

  1. Вид проекта: познавательно-игровой
    4.По количеству участников: групповой
    5. Участники проекта: дети разных возрастов, проходящих реабилитацию в отделение помощи семье и детям, специалисты по работе с семьей.
    5. Срок проекта: долгосрочный – 1 год. Риски при реализации проекта минимальные, так как практически отсутствует зависимость от внешних факторов.

 

Пояснительная записка

        Здоровье это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно. Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей. Ознакомление детей с основами здорового образа жизни – важная задача.

        Среди ряда причин, из-за которых происходит нарушение здоровья детей, выделяются:

  1. Чрезмерная занятость.
  2. Высокие учебные нагрузки.
  3. Несоответствие между внешними требованиями и возможностями ребенка.

4.Несоответствие образовательной среды с возможностями детей и социальными условиями жизни семьи.

     Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%.

     Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у ребят ответственности, за свое здоровье, через реализацию здоровьесберегающих технологий, стало приоритетным направлением в моей учебно-воспитательной деятельности. Целевой направленностью моей деятельности является создание и внедрение в практику системы непрерывного применения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе, способствующих всестороннему развитию ребенка, получению им высокого уровня знаний, формированию компетенций при сохранении его здоровья.

У воспитанника следует формировать:

  • основы культурно-гигиенических навыков;
  • элементов самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;
  • привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку;
  • понимание того, как влияют физические упражнения на организм человека, его самочувствие;
  • умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда предотвращать их.

Воспитанники должны научиться:

  • выполнять гигиенические требования к телу, одежде;
  • понимать необходимость и роль движений в физическом развитии;
  • определять свое состояние и ощущения;
  • использовать знания о том, что полезно и что вредно для организма.

 

 Цель проекта: сохранить и укрепить здоровье детей, сформировать потребность в здоровом образе жизни, развить ключевые компетенции ребенка.

Задачи:

  • Обеспечить воспитанников необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
  • Сформировать у детей адекватное представление о правилах ЗОЖ, бережного отношения к своему здоровью.
  • Привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников.
  • Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами; с правилами поведения на улице, в быту.
  • Продемонстрировать необходимость выработки специальных навыков, которые могли бы помочь детям уберечься от нежелательных форм поведения
  • привлечь детей к занятиям физической культурой и спортом;
  • пропагандировать здоровый образ жизни;
  • создать условия для нормального физического развития детей;
  • сохранить и нормализовать физическое и психическое здоровье детей;
  • помочь создать нормальные отношения ребят с другими людьми;
  • помочь детям развить широкий круг способностей и знаний;
  • развивать органы детского самоуправления.

     Психологи установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является младший школьный возраст. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, в школе, среди родных, педагогов, чьи образы жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни.

     Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

В самом раннем возрасте у детей формируется понимание, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.

Затем у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).

Реализация программы  осуществляется через занятия, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

Используются  следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя;  заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая  и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.

Художественное слово, детская книга – важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок  воспитатели широко используют художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие.

Видное место занимают игры, кукольный и пальчиковые театры, прослушивание аудио дисков и т.д.

При проведении работы используют положительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает.

Особое место  уделяют работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение  дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, босоножье, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе – всё это моменты закаливания, которые можно использовать в работе.

       Здоровый образ жизни – это радость для больших и маленьких, но для его создания небходимо соблюдение нескольких условий:

  • Создание благоприятного морального климата, что проявляется в доброжелательности, готовности простить, понять, стремление прийти на помощь, сделать приятное друг другу;
  • Теплая искренняя дружба детей, родителей, педагогов. Общение – великая сила, которая помогает понять ход мыслей ребенка и определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их;
  • Повышенное внимание к состоянию здоровья детей.

     Мой опыт и жизненные наблюдения за индивидуальными особенностями детей в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практической деятельности, сохранении здоровья и формировании потребности в здоровом образе жизни, привели к идее создания проекта воспитания здоровьесбережения «Здоровейка» для детей и подростков.

   

            Проект «Здоровейка» - это одно из звеньев на пути формирования грамотной личности, способной осознавать понятия «здоровый образ жизни», «здоровьесохранение», правильно оценить суть происходящих жизненных процессов и адекватно на них реагировать.

     Проект направлен, в первую очередь, на формирование у детей здоровьесберегающей культуры, здоровьесберегающего мировоззрения, развитие представлений детей о собственном здоровье и навыках по его сохранению и укреплению, выработку положительных отношений к гигиеническим знаниям и их реализации в жизни, формирование ключевых компетенций.

    Название проект определяет и структуру организации мероприятий здоровьесберегающей направленности.

 

     В ходе реализации проекта руководствуюсь следующими принципами:

1.Принцип личностного подхода, основными сторонами которого являются:

ценность личности, заключающаяся в самоценности ребенка; уникальности личности, состоящая в признании индивидуальности каждого ребенка;

2.Принцип реальности, предполагающий тесную координацию целей и направлений воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества, развития у детей качеств, которые позволяют им успешно адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни;

3.Принцип гуманности, предполагающий создание атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка;

  1. Принцип научности, предполагающий развитие у детей современного научного мировоззрения, понимание места и роли человека в мире, в обществе.

    

 Содержательные темы проекта:

  1. Здоровый образ жизни
  2. Витамины для здоровья
  3. Будем спортом заниматься
  4. Наше здоровье
  5. Опасности вокруг нас
  6. Личная гигиена
  7. Тело человека
  8. Ребенок и здоровье
  9. Полезные продукты
  10. Здоровье и болезни
  11. Рот, уши, глаза человека, их функции и строение
  12. Закаляйся, если хочешь быть здоров

 

 

 План мероприятий:

Месяц

Тема

Цель

Мероприятия

Январь

Здоровый образ жизни

Помочь детям понять, что от слов – хороших или плохих – зависит здоровье, как самих детей, так и окружающих.

 

Дать понятие «здоровье», формировать у детей представление о здоровом человеке и развивать умение использовать имеющиеся знания о здоровье сберегающих условиях.

 

1.Игра-занятие «Формировать образ Я»

2.Дидактическая игра «Кому это принадлежит»

3.Сюжетно-ролевая игра «Больница»

4.Чтение книги К.Чуковского «Доктор Айболит»

5.Конкурс «ЗОЖ нашей семьи»

6.Анкетирование «Как я берегу свое здоровье»

7.Беседа «Наше здоровье зимой»

8. Беседа «Правила здорового носа»

9. Дидактическая игра «Покажи Мишке как нужно одеваться, чтобы не простудиться»

10. Беседа «Профилактика простудных заболеваний»

 

Февраль

Витамины для здоровья

Закрепить знания детей о витаминах, сделать каталог витаминов для детей

1.Занятие «Знакомьтесь, витамины»

2.Игра «Полезные и вредные продукты»

3.Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

4.Конкурс «Витамины – наши друзья»

5.Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»

6. Беседа «Где живут витамины»

7. Беседа «Роль лекарств и витаминов»

8. Игра «Угадай на вкус»

10. Игра «Назови правильно»

11. Дидактическая игра «Полезно - неполезно»

12. Практическое занятие «Путешествие за витаминами»

Март

Будем спортом заниматься

Создать условия для отдыха, вызвать желание заниматься спортом

 

Прививать любовь к спорту. Развивать у детей физические качества.

 

 

1.Беседа «Здоровье в порядке, спасибо зарядке»

2. Игра «Назови вид спорта»

3. Игра «Физкультурное занятие»

4.Рисование «Разноцветные мячи»

5. Спортивное развлечение «Мы мороза не боимся»

6. Беседа «Подвижная игра в жизни ребенка»

7.Конкурсная программа «Спортивный рюкзачок»

8.Интеллектуальная игра «В мире спорта»

9.Конкурс «Самый спортивный воспитанник»

10.Беседа «Здоровье – богатство на все времена»

Апрель

Наше здоровье

Раскрыть значение оздоровительных мероприятий и «помощников» здоровья.

 

1.Беседа «Что такое здоровье»

2.День здоровья

3.Развлечение «Олимпийские резервы»

4. Беседа «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья»

5. Беседа «Как стать сильными и здоровыми»

6.Игра «Утро начинается»

7.Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо»

8.Рисование «Светит солнышко»

Май        

Опасности вокруг нас

Формировать у детей навыки безопасного поведения

 

 

 

1.Беседа «Опасные предметы вокруг нас»

2.Игра «Я знаю что можно, что нельзя»

3.Развлечение «Медведи в гостях у детей»

4.Беседа «Вредные привычки»

5.Беседа «Осторожно, лекарства»

6.Игра «помоги себе и своему другу»

7.Беседа «Врачи – наши помощники»

8.Игра «Опасно - безопасно»

9.Дидактическая игра «Скорая помощь»

10. Сюжетно-ролевая игра «Мы шоферы»

Июнь

Личная гигиена

Закрепить знания о предметах личной гигиены. Способствовать формированию привычки к опрятности (мыло, полотенце, зубная паста). Формировать умение детей как нужно ухаживать за зубами и правильно питаться.

 

1.Беседа «Чистота и здоровье»

2.Час здоровья «В гостях у Гигиены»

3.Беседа «Как правильно мыть руки»

4.Театр здоровья «Легенда о больном зубе»

5.Дидактическая игра «Да здравствует мыло душистое»

6.Упражнение «Волшебная щетка»

7.Игра «Зуб не болей-ка»

8.Игра «Грязные и чистые ручки»

9.Беседа «Как ухаживать за полостью рта»

10.Сюжетно-ролевая игра «салон красоты»

Июль

Тело человека

Познакомить детей с частями тела, формировать знания об отдельных частях своего тела: руки, ноги, голова, туловище. Повышение интереса детей к здоровому образу жизни.

 

1.Беседа «Наше тело»

2. Беседа «Мы все похожие, но разные»

3. Беседа «Чтобы ушки слышали»

4.Беседа «Глаза мои помощники»

5. Дидактическая игра

 «Запомни движение»

6.Дидактическая игра «Покажи части тела»

7. Сюжетно-ролевая игра

 «Расскажем Мишке, как нам измеряли рост»

8.Рисование «Нарисуй свою ладошку»

9. Лепка «Веселые человечки»

10. Спортивное развлечение «Мы спортивные ребята»

Август

Ребенок и здоровье

Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу. Приобщение детей к ценностям ЗОЖ; формирование представлений о влиянии на работу образа жизни человека. Учить заботиться о своем здоровье. Воспитывать привычку ЗОЖ. 

1. Рисование «Больница»

2. Беседа «Что нужно делать, чтобы быть здоровым»

3.Игра «Помоги Зайке сберечь здоровье»

4.Праздник «По дороге к доброму здоровью»

5.Сказ о том как Принц ЗОЖ счастье искал

6.День игры

7.Спортивная азбука

8.Игры и физминутки для веселых ребят

Сентябрь

Полезные продукты

Закрепить знания детей о полезных продуктах, рассказать о пользе фруктов для здоровья человека. Учить детей осознанно подходить к своему питанию. Помочь осознать, что рекламируют не самое полезные продукты питания. Учить отличать полезные продукты. Здоровье зависит от правильного питания. 

1.Беседа «Фрукты и овощи полезны взрослым и детям»

2. Беседа «Главное правило еды»

3. Игра «Узнай по описанию»

4. Игра «Разложи на тарелке полезные продукты»

5. Игра на внимание «Вершки и корешки»

6.Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»

7. Рисование «Овощи и фрукты»

8.Беседа «Здоровое питание -здоровый ребенок»

Октябрь

Здоровье и болезни

Познакомить с понятиями «здоровье» и «болезнь». Учить заботиться о своем здоровье, сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью, осознавать необходимость лечения

1.Беседа «Как правильно заботиться о своем здоровье»

2.Беседа «От чего возникают разные заболевания»

3. Дидактические игра  «Если ты простудился»

4.Игра «Посещение больного»

5. Игра  «Здоровье и настроение

6. Игра-предположение «Что будет, если съесть много мороженого?»

7. Игровое задание «Как узнать, здоров ребенок или нет»

8. Рисование «Шарфик для больной куклы»

9.Игра-предположение «Что будет, если фрукты и овощи не мыть, принимать пищу грязными руками, не чистить зубы, гулять раздетыми»

10.Конкурсно-игровая программа «Путешествие по станциям здоровья»

Ноябрь

Рот, уши и глаза человека, их функции и строение

Показать детям какую роль играют глаза в жизни человека.

Напомнить детям о средствах личной гигиены, закрепить приобретенные навыки.

Активизировать знания детей о роли слуха для ориентировки в окружающей действительности

1.Беседа  «Здоровые зубы – здоровый человек»

2.Беседа «Роль рта в жизни человека»

3.Дидактическая  игра «Зубы веселые и грустные»,

4.Игра  «Где должна спать зубная щетка»,

5.Игра «Какие продукты полезны нашим зубам», 6.Игра «Что полезно зубкам и глазам?»

7.Сюжетно-ролевая игра «Маша у зубного врача».

8.Подвижная игра  «Спрячь зубки в домик».

9.Игры на развитие воображения «На что похожи язык, зубы, рот, губы…»

10.Чтение художественной литературыЕ.Пермяк «Про нос и язык», И. Змай «Яблоко», С. Михалков «Овощи».

 

 


Декабрь

Закаляйся, если хочешь быть здоров

Сформировать представление о пользе закаливания

1.Рисование «Светит солнышко»

2.Игра «Назови зимний вид спорта»

3.Калейдоскоп игр на свежем воздухе

4.Развлечение на улице «Зимние забавы с рукавичками»

5.Беседа «Польза закаливания»

6.Беседа «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья»

7.Игра «Утро начинается с закаливания»

8. Программа «Планета игр»

9.Звездно-снежная эстафета

10.Спортивная программа «Веселые уроки»

                                                                                                                                             

                                                                                                                                   

Здоровьесберегающая образовательная среда включает в себя следующие компоненты:
1. Оптимизация санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения.
2. Рациональная организация учебно-воспитательного процесса и режима учебной нагрузки.
3. Обеспечение полноценного питания детей в учреждении.
4. Совершенствование системы физического воспитания.
5. Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.
6. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.
7. Широкое использование программ образования в сфере здоровья.
8. Улучшение социальной адаптации и обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья детей.
9. Проведение мониторинга здоровья

 

 Самостоятельная и совместная художественно-продуктивная деятельность:

1.Рисование карандашами, фломастерами, мелками
2.Игры с водой (при благоприятных температурных условиях)
3.Оздоровительные мероприятия: умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение босиком по дорожке здоровья
4. Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.

Наблюдения, экскурсии:


Наблюдение за играми других детей на прогулке.
Цель: воспитание добрых отношений друг к другу, развивать предпосылки детей к играм разного вида: бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, подлезать, лазать.

Здоровьсберегаюшие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья:


Динамические паузы – во время занятий, 3-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, специалист определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Гимнастика пальчиковая - рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Гимнастика после сна – ежедневно после дневного сна 5-10 мин.

 Формы организации здоровьесберегающей работы:


1.физкультурные занятия
2.самостоятельная деятельность детей
3.подвижные игры
4.утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная)
5.двигательно-оздоровительные физкультминутки
6. физические упражнения после дневного сна
7. спортивные праздники
8.оздоровительные процедуры и т.д.

 

Механизм реализации проекта

     Материально - технические условия предусматривают:

- наличие объектов для экологических акций;

- парк, лес, луг, водоем;

- наличие объектов для исследовательской работы;

- наличие базы образовательного учреждения;

- спортплощадки;

-столовая

- трудовой и спортивный инвентарь.

    

 Прогнозируемые результаты

 

  1. Овладение детьми конкретными практическими навыками здоровьесберегающей деятельности.
  2. Овладение детьми основ здорового образа жизни, необходимыми гигиеническими навыками.
  3. Приобретение нового социального опыта.
  4. Воспитание отношений, создание атмосферы доверия и чувства защищённости перед невзгодами жизни, обретение подростками уверенности в своих силах.
  5. Устранение противоречий между сведениями и результатами исследовательской деятельности об окружающем мире; ликвидации имеющегося разрыва между теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками школьников.
  6. Сформированность взгляда воспитанников на взаимоотношения общества и природы в их единстве.
  7. Улучшение состояния здоровья детей, отслеживание в динамике показателей их физического и психического развития.
  8. Овладение элементарными навыками, необходимо значимых в жизни воспитанников.
  9. Формирование ключевых компетенций учащихся.
  10. Положительная динамика в разрешении указанных проблем в проекте воспитания здоровьесбережения, в достижении поставленных целей и задач.