Проект  творческая студия «Зазеркалье»

БУ «Урмарский комплексный центр социального обслуживания населения»

Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики

 

 

отделение помощи семье и детям

 

 

 

Проект

 творческая студия «Зазеркалье»

 

 

 

Автор-составитель:

специалист по работе с семьей

Павлова Татьяна Викторовна

 

 

 

 

п.Урмары

2022г.

 

 

 

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………….
  2. Пояснительная записка…………………………………….................
  3. Актуальность……………………………………………….................
  4. Цель программы……………………………………………................
  5. Задачи программы…………………………………………………….
  6. Формы и методы работы……………………………………………...
  7. Ожидаемые результаты……………………………………………….
  8. Содержание курса……………………………………………………..
  9. Тематический план…………………………………………………….

9.Список литературы…………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Как помочь ребёнку постичь себя? Научить фантазировать и раскрепощаться?

Игра, сочинительство и фантазирование – это самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучение чувствованию слова и художественному воображению. Именно это даёт театрализованная деятельность.

В программе кружка «Зазеркалье» театр рассматривается не только как средство достижения художественного результата, но и активизирует у обучающихся мышление и познавательный интерес, пробуждает фантазию и воображение, любовь к родному слову, учит сочувствию и сопереживанию.

Театральный кружок «Зазеркалье» - это новая форма организации учебной деятельности обучающихся. Ученик не получает новые знания, а добывает и строит их сам.

На кружке внимание детей направлено на задания, в которых осуществляется самостоятельная познавательная деятельность.

 

Пояснительная записка

Театр как искусство учит видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, коммуникабельности, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно – речевого, музыкально – игрового, сценического, танцевального). Одновременно способствует сплочению коллектива, расширению культурного диапазона учеников, повышению культуры поведения.

Особенностью данного проекта  являются:

- деятельностный подход к воспитанию и развитию детей средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, композитора спектакля;

- принцип креативности, при котором предполагается максимальная ориентация на творчество ребёнка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

В основе программы театрализованной деятельности лежат следующие принципы:

  1. Принцип коллективизма, где происходит развитие разносторонних способностей школьников и потребности отдавать их на общую радость и пользу;
  2. Принцип увлекательности, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
  3. Принцип системности, в котором предполагается преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
  4. Принцип дифференциации, при котором происходит выявление и развитие у обучающихся склонностей и способностей по различным направлениям.

 

Актуальность

Творческий проект «Зазеркалье» рассчитан на детей средних классов и реализует межпредметные связи с риторикой, литературным чтением, музыкой, окружающим миром, технологией и физкультурой.

В основе проекта лежит идея использования потенциала театральной педагогики, которая позволяет развивать личность ребёнка, оптимизирует процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна проекта состоит в том, что  воспитательный процесс осуществляется через воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, что способствует формированию нравственных качеств младших школьников.

Полученные знания позволяют детям развить творческую способность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

 

Цель программы:

Обеспечение эстетического, интеллектуального и нравственного развития младших школьников; воспитание творческой индивидуальности ребёнка; развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актёрской деятельности.

 

В реализации цели использую следующие задачи программы:

  1. Знакомство детей с видами театрального искусства, с устройством зрительного зала и сцены; развитие интереса к сценическому искусству; воспитание культуры поведения в театре;
  2. Раскрытие творческих способностей детей, реализацию этих возможностей;
  3. Развитие речи, фантазии, воображения, образного мышления, зрительного и слухового внимания;
  4. Формирование нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.

Формы и методы работы:

Форма работы групповая и индивидуальная. Предполагает работу со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мимики и мезансцены.

Основными формами проведения занятий являются театральные игры, беседы, праздники, спектакли. Театральные постановки сказок, отрывков из литературных произведений – всё это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

В театральном кружке ребята учатся коллективной работе, учатся общаться со зрителем, с партнёром (одноклассником), работе над характерами персонажа. Продвигаясь от простого к сложному, ребята постигают увлекательную науку театрального мастерства, приобретают опыт публичного выступления и творческой работы.

 

Ожидаемые результаты:

К концу года занятий младший школьник знает:

- что такое театр;

- чем отличается театр от других видов искусств;

- какие виды театров существуют;

- кто создает театральные спектакли;

Умеет:

- выражать своё отношение к явлениям в жизни и на сцене;

- концентрировать внимание;

- образно мыслить;

- ощущать себя в сценическом пространстве;

Приобретает навыки:

- общения с партнером (одноклассниками);

- элементарного актерского мастерства;

- образного восприятия окружающего мира;

- коллективного творчества.

В итоге ребёнок избавляется от лишней стеснительности, приобретает общительность, открытость, ответственность перед коллективом, бережное отношение к окружающему миру.

 

Формой подведения итогов можно считать:

- постановку сказок, пьес для свободного просмотра;

- участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах;

- выступление на торжественных и тематических линейках.

 

Содержание курса:

 

I раздел «Основы театральной культуры».

Предполагает ознакомление обучающихся с театром как видом искусства, а также даёт понятие о том, какое влияние оказывает театрализованная деятельность в формировании личности. Раздел включает в себя беседы, аудио прослушивания и видео просмотры, представление своих работ по темам бесед.

 

II раздел «Культура и техника речи».

Раздел объединяет в себе игры и упражнения, направленные на развитие свободы речевого аппарата и дыхания, умение владеть чёткой дикцией и правильной артикуляцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Включены игры со словами, развивающие творческую фантазию, связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и стихотворения.

- Развитие правильного дыхании: «Задуй свечу», «Ветерок», «33 Егорки» и пр.

- Работа со скороговорками: «Расскажите про покупку», «Фраза по кругу», «Ручеёк» и пр.

- Игры на развитие внимания: «Эхо», «Кто первый», «Садовник» и пр.

 

III раздел «Ритмопластика».

Включает в себя музыкальные, пластические и ритмические игры, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, развитие свободы и выразительности телодвижений.

- Подготовка к этюдам, работа с этюдами. Этюды на повадки животных, на память физических действий. Групповые этюды.

- Образное представление неодушевленных предметов.

- Развитие координации.

- Работа над совершенствованием осанки и походки.

- Образное представление неодушевленных предметов.

 

IV раздел «Постановка спектакля».

Включает в себя работу над авторскими сценариями, постановку спектаклей.

 

V раздел «Этика и этикет».

Включает осмысление общечеловеческих ценностей, поиск обучающимися собственных смыслов и ценностей жизни. Обучение культуре общения, нормам достойного поведения, воспитание эстетических потребностей.

Тематический план на 2021 и 2022 г. включительно

 

 

Тематический план 1-го года обучения 2021

 

 

 

Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка

 

1

 

Культура и техника речи

 

 

 

Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).

 

5

 

Ритмопластика

 

 

 

Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.

 

2

 

Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).

 

2

 

Театральная игра

 

 

 

Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»

 

2

 

Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона.

 

1

 

Знакомство со сценарием сказки «Три поросёнка на новый лад»

 

1

 

Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.

 

1

 

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов.

 

1

 

Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

 

Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

 

1

 

Отработка ролей в 8,9,10,11 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

 

2

 

Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция.

 

2

 

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п.

 

2

 

Выступление со спектаклем

 

 

Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела).

 

 

 

Этика и этикет

 

 

 

Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение).

 

 

 

Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет»)

 

2

 

Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет»)

 

2

 

Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет).

 

3

 

Привычки дурного тона. (Этикет)

 

1

 

Культура т техника речи

 

 

 

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

 

1

 

Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна»

 

1

 

Ритмопластика

 

 

 

Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)

 

 

 

Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре : «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».

 

2

 

Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов.

 

 

 

Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами.

 

 

1

 

Театральная игра

 

 

 

Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику).

 

 

2

 

Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд.Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру).

 

1

 

Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»).

 

 

2

 

Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками).

 

 

3

 

Знакомство со сценарием сказки «Сказка о мышонке (по мотивам «Сказки о глупом мышонке» и «Сказки об умном мышонке» )».

 

1

 

Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики.

 

3

 

Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.).репетиция отдельных сцен.

 

2

 

Оговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.

 

3

 

Оговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.

 

3

 

Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш.

 

3

 

Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.

 

3

 

Выступление перед учащимися группы продленного дня.

 

2

 

Анализ выступления. (Приглашаются воспитатели группы продленного дня).

 

 

1

 

Этика и этикет

 

 

 

Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство»)

 

1

 

Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор»)

 

2

 

Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния.

 

 

1

 

Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов)

 

 

2

 

Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (В ресторане, в кафе. Приглашение. Дом, семья)

 

3

 

Театральная игра

 

 

 

Показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака)

 

 

1

 

Знакомство со сценарием сказки «Как медведя переворачивали».

 

 

1

 

Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. Обсуждение костюмов, декораций.

 

2

 

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением

 

 

3

 

Генеральная репетиция

 

3

 

Генеральная репетиция

 

 

3

 

Выступление. (творческий отчет на родительском собрании или выступление перед группой продленного дня).

 

1

 

Тематический план 2-го года обучения 2022 года

 

 

Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка. Изготовление «Уголка театрального кружка «Творческая мастерская»

 

3

 

Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.

 

1

 

Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Почему гимн – Азия, а не гимн – Африка?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»).

 

2

 

Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии.

 

 

1

 

Составление небольшого рассказа «Многоликие слова».

 

Выпуск газеты «Игры ведут знатоки». (обсуждение, подбор материала, распределение обязанностей).

 

1

 

 

 

3

 

Ритмопластика

 

7

 

Испытание пантомимой.

 

2

 

Тренировка ритмичности движений.

 

 

1

 

Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»).

 

2

 

Совершенствование осанки и походки.

 

1

 

Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина».

 

 

1

 

Театральная игра

 

 

 

Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах…» (А.С. Пушкин).

 

2

 

Основа актерского творчества – действие. «Главное - не в самом действии, а в с естественном зарождении позывов к нему». (К.С. Станиславский)

 

1

 

Сценические этюды на воображение.

·         Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста.

·         Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно).

 

2

 

Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций.

 

 

1

 

Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций.

 

 

 

1

 

Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). (Скороговорки, пословицы).

 

1

 

Техника грима. Светотень.

 

 

1

 

О форме и пропорциях тела и лица. Румяна. Подводка глаз. Гримы молодого полного и молодого худого лица.

 

1

 

Анализ мимики своего лица.

 

1

 

Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды.

 

 

1

 

Чтение и обсуждение инсценировки по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей.

 

2

 

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций.

 

4

 

Генеральная репетиция. Оформление сцены.

 

3

 

Премьера. (Перед учащимися начальных классов)

 

 

2

 

Анализ выступления.

 

1

 

Обсуждение темы «Наркотики». Подбор материала, распределение обязанностей. Выпуск газеты «Цапля – курильщица» о вреде курения.

 

4

 

Этюды на движение, характерное для заданного образа (7-8 человек одновременно).

 

1

 

Чтение стихотворения в определенном образе. Сценический образ «Походка».

 

 

 

Этика и этикет

 

 

 

(Этикет). Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов.

 

2

 

(Этикет). Нормы общения и поведения: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся. Сценические этюды.

 

 

2

 

Память человека, семьи, народа. Без памяти нет совести. Творческая работа «Святая память». Анализ творческих работ.

 

 

2

 

Театральная игра

 

5

 

Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). Изображение действием шума.

 

1

 

Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). Этюды «Ломающийся фотоаппарат», «Звуковые потешки», «Разговор по телефону с невидимым оппонентом» (1 человек).

 

2

 

Работа над упражнениями, развивающими силу и полетность речевого голоса.

 

1

 

Работа над образом. Сказочные гримы.

 

2

 

Знакомство со сценарием детского спектакля «Экология и охрана окружающей среды». (Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки)

 

1

 

Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.

 

2

 

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов.

 

 

3

 

Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление масок.

 

 

3

 

Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление декораций.

3

 

 

 

 

Подбор музыкального сопровождения к сценарию.

1

 

 

 

Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки).

 

 

 

Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки).

2

 

 

 

 

Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.

3

 

 

 

 

Премьера спектакля.

2

 

 

 

Культура и техника речи

 

 

 

Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса.

1

 

 

 

Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба). Разрешение ситуаций.

1

 

 

 

 

Загадки – метаграммы и загадки – логогрифы. «Коварная» викторина при слова (Чувствование слова и умение мыслить нестандартно).

1

 

 

 

Беседа «Надежда». Сочинение – рассуждение по выбранной пословице.

2

 

 

 

 

Тестирование «особенности эмоций». Анализ теста.

1

 

 

 

Выпуск газеты «Твори, выдумывай, пробуй!». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей).

3

 

 

 

Ритмопластика

 

 

 

Пантомимический этюд – тень

 

 

 

Координация движений (10 человек). Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность.

2

 

 

 

Этика и этикет

 

 

 

Круглый стол «Азбука общения»

2

 

 

 

Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие»)

 

 

 

Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики).

2

 

 

 

Анализ работы за год

1

 

 



 

 

 

Список литературы

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  2. Виноградова Н.А., Е.П. Панкова Образовательные проекты в детском саду. М.: Айрис-Пресс, 2008.
  3. Речевые секреты / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 2005.
  4. Речевые уроки / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 2007.
  5. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.: АРКТИ, 2000.
  6. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  7. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками / Под ред. Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой. СПб.: КАРО, 2009.
  8. 8 Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду «Мультфильм своими руками. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
  9. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  10. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет / Под ред. О.Ф. Горбуновой. М.: Мозаика-Синтез, 2008.