Проект творческая студия «Зазеркалье»
БУ «Урмарский комплексный центр социального обслуживания населения»
Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики
отделение помощи семье и детям
Проект
творческая студия «Зазеркалье»
Автор-составитель:
специалист по работе с семьей
Павлова Татьяна Викторовна
п.Урмары
2022г.
Содержание
- Введение……………………………………………………………….
- Пояснительная записка…………………………………….................
- Актуальность……………………………………………….................
- Цель программы……………………………………………................
- Задачи программы…………………………………………………….
- Формы и методы работы……………………………………………...
- Ожидаемые результаты……………………………………………….
- Содержание курса……………………………………………………..
- Тематический план…………………………………………………….
9.Список литературы…………………………………………………….
Введение
Как помочь ребёнку постичь себя? Научить фантазировать и раскрепощаться?
Игра, сочинительство и фантазирование – это самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучение чувствованию слова и художественному воображению. Именно это даёт театрализованная деятельность.
В программе кружка «Зазеркалье» театр рассматривается не только как средство достижения художественного результата, но и активизирует у обучающихся мышление и познавательный интерес, пробуждает фантазию и воображение, любовь к родному слову, учит сочувствию и сопереживанию.
Театральный кружок «Зазеркалье» - это новая форма организации учебной деятельности обучающихся. Ученик не получает новые знания, а добывает и строит их сам.
На кружке внимание детей направлено на задания, в которых осуществляется самостоятельная познавательная деятельность.
Пояснительная записка
Театр как искусство учит видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, коммуникабельности, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно – речевого, музыкально – игрового, сценического, танцевального). Одновременно способствует сплочению коллектива, расширению культурного диапазона учеников, повышению культуры поведения.
Особенностью данного проекта являются:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию детей средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, композитора спектакля;
- принцип креативности, при котором предполагается максимальная ориентация на творчество ребёнка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
В основе программы театрализованной деятельности лежат следующие принципы:
- Принцип коллективизма, где происходит развитие разносторонних способностей школьников и потребности отдавать их на общую радость и пользу;
- Принцип увлекательности, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
- Принцип системности, в котором предполагается преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- Принцип дифференциации, при котором происходит выявление и развитие у обучающихся склонностей и способностей по различным направлениям.
Актуальность
Творческий проект «Зазеркалье» рассчитан на детей средних классов и реализует межпредметные связи с риторикой, литературным чтением, музыкой, окружающим миром, технологией и физкультурой.
В основе проекта лежит идея использования потенциала театральной педагогики, которая позволяет развивать личность ребёнка, оптимизирует процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна проекта состоит в том, что воспитательный процесс осуществляется через воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, что способствует формированию нравственных качеств младших школьников.
Полученные знания позволяют детям развить творческую способность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Цель программы:
Обеспечение эстетического, интеллектуального и нравственного развития младших школьников; воспитание творческой индивидуальности ребёнка; развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актёрской деятельности.
В реализации цели использую следующие задачи программы:
- Знакомство детей с видами театрального искусства, с устройством зрительного зала и сцены; развитие интереса к сценическому искусству; воспитание культуры поведения в театре;
- Раскрытие творческих способностей детей, реализацию этих возможностей;
- Развитие речи, фантазии, воображения, образного мышления, зрительного и слухового внимания;
- Формирование нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
Формы и методы работы:
Форма работы групповая и индивидуальная. Предполагает работу со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мимики и мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются театральные игры, беседы, праздники, спектакли. Театральные постановки сказок, отрывков из литературных произведений – всё это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
В театральном кружке ребята учатся коллективной работе, учатся общаться со зрителем, с партнёром (одноклассником), работе над характерами персонажа. Продвигаясь от простого к сложному, ребята постигают увлекательную науку театрального мастерства, приобретают опыт публичного выступления и творческой работы.
Ожидаемые результаты:
К концу года занятий младший школьник знает:
- что такое театр;
- чем отличается театр от других видов искусств;
- какие виды театров существуют;
- кто создает театральные спектакли;
Умеет:
- выражать своё отношение к явлениям в жизни и на сцене;
- концентрировать внимание;
- образно мыслить;
- ощущать себя в сценическом пространстве;
Приобретает навыки:
- общения с партнером (одноклассниками);
- элементарного актерского мастерства;
- образного восприятия окружающего мира;
- коллективного творчества.
В итоге ребёнок избавляется от лишней стеснительности, приобретает общительность, открытость, ответственность перед коллективом, бережное отношение к окружающему миру.
Формой подведения итогов можно считать:
- постановку сказок, пьес для свободного просмотра;
- участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах;
- выступление на торжественных и тематических линейках.
Содержание курса:
I раздел «Основы театральной культуры».
Предполагает ознакомление обучающихся с театром как видом искусства, а также даёт понятие о том, какое влияние оказывает театрализованная деятельность в формировании личности. Раздел включает в себя беседы, аудио прослушивания и видео просмотры, представление своих работ по темам бесед.
II раздел «Культура и техника речи».
Раздел объединяет в себе игры и упражнения, направленные на развитие свободы речевого аппарата и дыхания, умение владеть чёткой дикцией и правильной артикуляцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Включены игры со словами, развивающие творческую фантазию, связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и стихотворения.
- Развитие правильного дыхании: «Задуй свечу», «Ветерок», «33 Егорки» и пр.
- Работа со скороговорками: «Расскажите про покупку», «Фраза по кругу», «Ручеёк» и пр.
- Игры на развитие внимания: «Эхо», «Кто первый», «Садовник» и пр.
III раздел «Ритмопластика».
Включает в себя музыкальные, пластические и ритмические игры, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, развитие свободы и выразительности телодвижений.
- Подготовка к этюдам, работа с этюдами. Этюды на повадки животных, на память физических действий. Групповые этюды.
- Образное представление неодушевленных предметов.
- Развитие координации.
- Работа над совершенствованием осанки и походки.
- Образное представление неодушевленных предметов.
IV раздел «Постановка спектакля».
Включает в себя работу над авторскими сценариями, постановку спектаклей.
V раздел «Этика и этикет».
Включает осмысление общечеловеческих ценностей, поиск обучающимися собственных смыслов и ценностей жизни. Обучение культуре общения, нормам достойного поведения, воспитание эстетических потребностей.
Тематический план на 2021 и 2022 г. включительно
Тематический план 1-го года обучения 2021
|
Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка
|
1 |
|
Культура и техника речи
|
|
|
Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).
|
5 |
|
Ритмопластика
|
|
|
Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.
|
2 |
|
Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).
|
2 |
|
Театральная игра
|
|
|
Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»
|
2 |
|
Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона.
|
1 |
|
Знакомство со сценарием сказки «Три поросёнка на новый лад»
|
1 |
|
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.
|
1 |
|
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов.
|
1 |
|
Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)
|
1 |
|
Отработка ролей в 8,9,10,11 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)
|
2 |
|
Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция.
|
2 |
|
Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п.
|
2 |
|
Выступление со спектаклем |
|
|
Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела).
|
|
|
Этика и этикет
|
|
|
Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение).
|
|
|
Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет»)
|
2 |
|
Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет»)
|
2 |
|
Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет).
|
3 |
|
Привычки дурного тона. (Этикет)
|
1 |
|
Культура т техника речи
|
|
|
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата
|
1 |
|
Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна»
|
1 |
|
Ритмопластика
|
|
|
Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)
|
|
|
Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре : «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».
|
2 |
|
Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов.
|
|
|
Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами.
|
1 |
|
Театральная игра
|
|
|
Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику).
|
2 |
|
Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд.Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру).
|
1 |
|
Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»).
|
2 |
|
Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками).
|
3 |
|
Знакомство со сценарием сказки «Сказка о мышонке (по мотивам «Сказки о глупом мышонке» и «Сказки об умном мышонке» )».
|
1 |
|
Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики.
|
3 |
|
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.).репетиция отдельных сцен.
|
2 |
|
Оговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.
|
3 |
|
Оговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.
|
3 |
|
Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш.
|
3 |
|
Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.
|
3 |
|
Выступление перед учащимися группы продленного дня.
|
2 |
|
Анализ выступления. (Приглашаются воспитатели группы продленного дня).
|
1 |
|
Этика и этикет
|
|
|
Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство»)
|
1 |
|
Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор»)
|
2 |
|
Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния.
|
1 |
|
Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов)
|
2 |
|
Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (В ресторане, в кафе. Приглашение. Дом, семья)
|
3 |
|
Театральная игра
|
|
|
Показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака)
|
1 |
|
Знакомство со сценарием сказки «Как медведя переворачивали».
|
1 |
|
Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. Обсуждение костюмов, декораций.
|
2 |
|
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением
|
3 |
|
Генеральная репетиция
|
3 |
|
Генеральная репетиция
|
3 |
|
Выступление. (творческий отчет на родительском собрании или выступление перед группой продленного дня).
|
1 |
Тематический план 2-го года обучения 2022 года
|
Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка. Изготовление «Уголка театрального кружка «Творческая мастерская»
|
3 |
|
Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.
|
1 |
|
Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Почему гимн – Азия, а не гимн – Африка?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»).
|
2 |
|
Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии.
|
1 |
|
Составление небольшого рассказа «Многоликие слова».
Выпуск газеты «Игры ведут знатоки». (обсуждение, подбор материала, распределение обязанностей).
|
1
3 |
|
Ритмопластика
|
7 |
|
Испытание пантомимой.
|
2 |
|
Тренировка ритмичности движений.
|
1 |
|
Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»).
|
2 |
|
Совершенствование осанки и походки.
|
1 |
|
Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина».
|
1 |
|
Театральная игра
|
|
|
Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах…» (А.С. Пушкин).
|
2 |
|
Основа актерского творчества – действие. «Главное - не в самом действии, а в с естественном зарождении позывов к нему». (К.С. Станиславский)
|
1 |
|
Сценические этюды на воображение. · Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста. · Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно).
|
2 |
|
Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций.
|
1 |
|
Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций.
|
1 |
|
Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). (Скороговорки, пословицы).
|
1 |
|
Техника грима. Светотень.
|
1 |
|
О форме и пропорциях тела и лица. Румяна. Подводка глаз. Гримы молодого полного и молодого худого лица.
|
1 |
|
Анализ мимики своего лица.
|
1 |
|
Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды.
|
1 |
|
Чтение и обсуждение инсценировки по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей.
|
2 |
|
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций.
|
4 |
|
Генеральная репетиция. Оформление сцены.
|
3 |
|
Премьера. (Перед учащимися начальных классов)
|
2 |
|
Анализ выступления.
|
1 |
|
Обсуждение темы «Наркотики». Подбор материала, распределение обязанностей. Выпуск газеты «Цапля – курильщица» о вреде курения.
|
4 |
|
Этюды на движение, характерное для заданного образа (7-8 человек одновременно).
|
1 |
|
Чтение стихотворения в определенном образе. Сценический образ «Походка».
|
|
|
Этика и этикет
|
|
|
(Этикет). Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов.
|
2 |
|
(Этикет). Нормы общения и поведения: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся. Сценические этюды.
|
2 |
|
Память человека, семьи, народа. Без памяти нет совести. Творческая работа «Святая память». Анализ творческих работ.
|
2 |
|
Театральная игра
|
5 |
|
Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). Изображение действием шума.
|
1 |
|
Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). Этюды «Ломающийся фотоаппарат», «Звуковые потешки», «Разговор по телефону с невидимым оппонентом» (1 человек).
|
2 |
|
Работа над упражнениями, развивающими силу и полетность речевого голоса.
|
1 |
|
Работа над образом. Сказочные гримы.
|
2 |
|
Знакомство со сценарием детского спектакля «Экология и охрана окружающей среды». (Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки)
|
1 |
|
Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.
|
2 |
|
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов.
|
3 |
|
Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление масок.
|
3 |
|
Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление декораций. 3
|
|
|
Подбор музыкального сопровождения к сценарию. 1
|
|
|
Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки).
|
|
|
Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки). 2
|
|
|
Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. 3
|
|
|
Премьера спектакля. 2
|
|
|
Культура и техника речи
|
|
|
Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. 1
|
|
|
Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба). Разрешение ситуаций. 1
|
|
|
Загадки – метаграммы и загадки – логогрифы. «Коварная» викторина при слова (Чувствование слова и умение мыслить нестандартно). 1
|
|
|
Беседа «Надежда». Сочинение – рассуждение по выбранной пословице. 2
|
|
|
Тестирование «особенности эмоций». Анализ теста. 1
|
|
|
Выпуск газеты «Твори, выдумывай, пробуй!». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей). 3
|
|
|
Ритмопластика
|
|
|
Пантомимический этюд – тень
|
|
|
Координация движений (10 человек). Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность. 2
|
|
|
Этика и этикет
|
|
|
Круглый стол «Азбука общения» 2
|
|
|
Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие»)
|
|
|
Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики). 2
|
|
|
Анализ работы за год 1
|
|
Список литературы
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Виноградова Н.А., Е.П. Панкова Образовательные проекты в детском саду. М.: Айрис-Пресс, 2008.
- Речевые секреты / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 2005.
- Речевые уроки / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 2007.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.: АРКТИ, 2000.
- Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
- Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками / Под ред. Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой. СПб.: КАРО, 2009.
- 8 Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду «Мультфильм своими руками. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
- Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет / Под ред. О.Ф. Горбуновой. М.: Мозаика-Синтез, 2008.